Айя Узун: “Человек сейчас “сам себе режиссер”

Айя Узун: “Человек сейчас “сам себе режиссер”.
Профессиональный имидж-дизайнер и визажист-стилист. Творческий партнер Schwarzkopf Proffessional с 2013 в области визажа. Автор курса "Fashion стилист", "Коммерческий make-up". Официальный визажист В.Дюденко в Одессе. Визажист 3 beauty-конгресса в Одессе, участник кубка OSIS 2015. Выпускница школ “De Mode” и Bogomolov School – это наша сегодняшняя гостья.
Мы рады дружить с талантливыми людьми и в рамках рубрики “Fashion Persona” берем интервью у самых интересных, успешных и талантливых людей нашего города.
Айя, привет! В первую очередь, я в курсе, что у тебя вполне приличное образование по части имиджеологии. Насколько я знаю, это была BOGOMOLOV school? В Москве?
- Привет. Нет, это была Рига. На самом деле школ было две: De MODe и школа имиджа – в Харькове.
- Расскажи, как ты там оказалась, и как вообще к этому пришла.
- На самом деле это долгая история, в первую очередь я обязана своим родителям, и в особенности бабушке, которые воспитали во мне не только вкус, но и привили щепетильное отношение к тому, что и как носить. Бабушка всегда надевала под платье комбинацию (я еще спрашивала – это что, ночная рубашка?). У нее все было продумано до мелочей: начиная с помады, заканчивая духами и прической. Мама точно также.
Когда мне исполнилось 10, родители поняли, что нет смысла меня тормозить, что мне нужно себя выразить.
Поначалу это был такой уличный стритстайл…
- Рваные джинсы? Потертости?
- Было и такое. Родители говорили, что с этим нужно что-то делать…
- Мол «иди и учись»?…
- Да, но меня все же уговорили отучиться на переводчика. Что мне в будущем очень пригодилось: английский, немецкий…
- Как конкретно пригодилось? Иностранные клиенты, прочтение статей на иностранных ресурсах?
Да, были и иностранные клиенты + обучение, разные коучинги, семинары – всему этому я имела возможность с легкостью обучаться на иностранном языке. Мне было легче адаптироваться. Заканчивая ВУЗ параллельно, я убедила близких, что имидж-образование мне нужно, и получила его. Но тогда я немного побаивалась, потому что даже сейчас все еще профессия имидж-дизайнера, стилиста не до конца оценена.
- Для людей шопинг по-прежнему нечто насущное, но никак не имиджевое мероприятие, да?
- Да, к сожалению. Люди до сих пор не понимают, как важно создать правильный образ в глазах окружающих. Человек сейчас «Сам себе режиссер». Первое продвижение у меня началось в качестве байера: я привозила коллекции и реализовывала здесь в среде своих клиентов. Первыми клиентами стали мамы моих подруг. Уже тогда я поняла, что стиль – главное в моей жизни.
Позже я открыла школу.
- Uzun prof. -?
На самом деле, школа вначале по-другому называлась - «Зачем?». Потом уже в связи замужеством мы провели ребрендинг. Муж у меня парикмахер–стилист.
- Да семья укомплектована: дети будут требовать купить louboutin!!!
- Скорее всего так и будет…) Потому что мы этим живем. На самом деле, я с детства красила всех, украшала, делала прически, одевала… Все это было с самого детства.
- Тут еще такой момент: когда что-то получается, открывается как будто дорога сама собой. Потому что дело может нравиться, можешь пытаться что-то делать… Но когда что-то получается действительно, ты получаешь благодарные положительные отзывы. И у тебя постепенно складывается репутация профессионала. «Хочет» и «может» – все-таки разные вещи. Если что-то нравится, но не получается, ты это со временем отбросишь, если, конечно, адекватно себя оцениваешь.
- Да, в моем случае, все именно получалось. Мне нравится выделить в человеке самое красивое, нравится делать их счастливыми, я могу макияжем подчеркнуть что-то, одеждой преобразить – и показать, разбудить.
Я на самом деле занималась разными вещами: в 16-17 был опыт работы барменом, даже листовки раздавала, как все подростки. Когда мне хотелось что-то попробовать для себя, я это пробовала, но это было довольно мимолетно. Хотя я и сейчас чувствую, как этот опыт мне помогает. Та же сфера обслуживания – из каждого этого маленького опыта я почерпнула что-то для себя. И в то же время я нашла свой путь.
- Расскажи о том, как подбираешь одежду для себя. Когда ты выбираешь, какую-то деталь гардероба, ты основываешься на последних трендах или на своем каком-то уникальном стиле?
- Абсолютно на своем.
- То есть одеваешься не в «моду», а в «себя».
- Да, полностью.
Учу клиентов не “залеживать” вещи. Но при этом ждать и сама жду подходящего времени, чтобы это надеть.
- Стремления к тому, чтобы о тебе написали в модном журнале, нет?
- Нет, абсолютно. Я не надену ту или иную одежду, пока образ будет незавершенным.
- Скажи, вот в твоем окружении много людей, наверное. Скажи, кого больше? Это люди моды, красоты, творческие люди? Люди искусства?
- Оказывается, что люди, которые меня окружают, хотя они могут быть юристами и врачами, по сути, творческие люди.
- Врачи, которые вечером ходят на вокал?
- Да, например.
Есть много друзей дизайнеров, с которыми нас не связывает сотрудничество. Просто это люди, которым близко как-то самовыражаться, это могут быть путешественники, музыканты.
- Скажи, вот есть понятие тренда. Замечательно, когда ты можешь самовыразиться в одежде. Хорошо, когда ты Анна Винтур и у тебя один стиль 40 лет, но все мы хотим быть модными. Появились угги и их носили все. Когда к тебе приходит девушка, ты ей рекомендуешь носить что-то из таких супер-модных вещей?
- С одной стороны, я выясню насколько это актуально для человека в принципе, с другой, даже если это архи-модно – я не стану так одевать клиента. Я адаптирую общепринятый тренд под его образ и уникальный стиль. Моих клиентов не узнаешь по какому-то моему почерку, я всегда оттолкнусь от его личного стиля.
- А если у клиента нет своего личного вкуса. Ты как-то обучаешь?
- Не всегда.
Это возможно. Но это какие-то напоминания и лайфхаки: что брать/что не брать. Обязательно.
Но я счастливая, попадаются больше люди, которым не хватает искры. И я их могу зажечь.
Проводим фото-терапию. Один образ (удачный), и второй (неудачный). И вот я говорю: переспи с этой фотографией.
- Ясно, точно также как лечат психиатры, да? Когда у человека есть воображаемый друг: ему говорят, давайте я вас сфотографирую, человек приходит в шок, что он это все представлял и выздоравливает.
- Да, именно так, очень похоже (смеется).
- То есть так или иначе, по большей части приходится ломать. Так?
- Да, я прошу людей выйти из своей зоны комфорта. В первую очередь я учу, что мы не носим дома…
- ...Халаты?
- Халаты - это в первую очередь. Во вторую, застиранные треники.
Но люди рано или поздно стремятся вернуться в свою зону комфорта, так как в трениках им было удобнее. Возвращаешься к истокам и начинаешь объяснять все сначала.
Я стремлюсь искоренить причину. «Лечу» в буквальном смысле слова. Я хочу, чтобы человек поменял свое отношение к этому.
- Чтобы человек осознал, что эта перемена принесет другую перемену.
- Да, вот так.
- Еще и психолог.
- А по-другому никак. Приходится выполнять сразу несколько функций.
- Как стилисты говорят: « В этом гардеробе любовь не живет». Поработав с профессионалом, потом выходишь замуж, рожаешь детей.
- Да, решается, на самом деле, очень много проблем. Женская легкая зависть – лучший стимулятор. Я вообще считаю, когда ничего не сказали – это лучший комплимент.
- О, а я вот думаю, когда разоденешься в пух и прах – почему все молчат? Теперь понятно. Приходится напрашиваться на комплименты самим.
- Вот она где причина.
- Мы сейчас еще немного поговорим про UZUN prof. , а пока расскажи про магазины. Когда ты заходишь в магазин как стилист: что заставит выбрать тебя именно этот магазин? Наличие различных цветов, фасонов, может быть косух или джинсов? Пиджаки, платья, стиль романтик?
- Я в первую очередь смотрю на разноплановость и крой. В новом магазине я чувствую сразу качество. Или его отсутствие.
- Отдаешь предпочтение магазинам с именем? Benetton, Zara?
- Не скажу, любой.
- Сотрудничаешь со многими магазинами?
- Да, очень со многими. Я сейчас сотрудничаю со многими интернет–магазинами. Я вообще могу работать 24 часа в сутки.
- Я кстати, заметила: самое грустное время - это когда приходишь домой.
- Да, действительно, как-то грустненько.
- Поколение трудоголиков. Капитализм в деле. Расскажи, какие направления существуют в вашей школе? Или как вы называетесь?
- Мы – арт-студия. У нас 3 основных направления: визаж, стилист–парикмахер и имидж-дизайнеры.
- Вы все сами преподаете?
- Да все сами, но курсы у нас пересекаются. И мы преподаем друг у друга.
Мы стремимся искоренить необразованность, например, если стрижка или укладка для вечеринки в стиле «преппи» - чтобы не нужно было гуглить.
- Для показов тоже имидж-дизайнеры могут быть полезны? И для съемок?
- Конечно. Наши студенты видят всю нашу «кухню». Могут наблюдать «backstage». Так они учатся и на практике могут столкнуться с вещами, которые потом им пригождаются.
- Уверена, вы растите профессионалов! Спасибо за интервью.
- И тебе.